«Моим путем было подполье»
Олег Целков — российско-советский художник авангардист, постоянно проживающий во Франции.
Его имя соотносится с именами плеяды деятелей культуры и искусства - первых имен 60-ых годов XX века — Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Льва Прыгунова.
Картины Олега Целкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже.
Иосиф Бродский так говорил о Целкове: «Олег Целков - самый выдающийся русский художник всего послевоенного периода».
О Малевиче, о Николае Акимове, о случайном и закономерном в судьбе художника, о Франции и о России, поведал наш гость в эксклюзивном интервью нашему журналу.
- Олег Николаевич, если верить критикам, на Ваше творчество повлиял поздний Малевич. Он говорил, что искусство, в сущности, беспредметно, абстрактно. Наверное, поэтому, у Вас в творчестве, как мне кажется, очень много абстракции, Ваши картины содержат образы деформированного человеческого лица и фигур, которые отражают пороки, присущие роду человеческому. Также Малевич отмечал, что если искусство познало гармонию, ритм, красоту, оно познало нуль. Вы согласны с высказыванием великого Казимира Малевича насчет искусства?
- В середине 50-х, когда я случайно увидел Малевича вместе с картинами Шагала, Кандинского и других, запрещённых в те времена художников в запаснике Русского Музея в Ленинграде, - картины Малевича, только они, привлекли моё особое внимание и, как бы, прошептали мне напутствие: " Живи один, никто тебе не учитель, не спрашивай ни у кого совета или мнения, не делай никогда картины за деньги назаказ, твой дар - только твоя ноша". Это всё, чему меня научил Малевич. Остальные художники вокруг "смолчали".
- Вашим учителем является блистательный Николай Павлович Акимов. Предлагаю его вспомнить. Каким он вам запомнился? Чему он вас научил в творческом и человеческом плане?
- Николай Павлович Акимов спас меня, вытащив из серьёзной передряги: он принял меня на свой курс в Ленинградский Институт Театра и Кино. Но моим ментором он быть не мог: его путём был театр, моим - "подполье".
- Исключение из Ленинградской Академии художеств Репина, первая квартирная выставка в 1956 году (задолго до персональной выставки в 1965 году), эмиграция в 1977 году. Как вы думаете, в вашей судьбе было больше закономерного или больше случайного?
- Мне всё это казалось случайным.
- Согласны ли вы с высказыванием Анны Ахматовой, что "Частная жизнь важней всего"?
- Великая Анна Андреевна Ахматова абсолютно права: я бы уточнил сам себе,- частная жизнь есть единственно непридуманная, остальная - на подмостках балаганов.
- Советский союз вы покинули по "предложению" властей в 1977 году, также как Юрий Кублановский, например. Как вы думаете, если бы вы остались в СССР, несмотря на официальное предупреждение, вас могли бы посадить, как диссидента в тюрьму?
- Сейчас с уверенностью могу сказать: нет. В тюрьму не посадили бы. Первое, я не участвовал в "политике", второе, был слишком ничтожной сошкой. И третье, "тюрьма" не входила в мои личные планы, там нельзя писать картин.
- Расскажите, почему вы так и не приняли французского гражданства, и долгие годы оставались апатридом? Почему вы выбрали, в далеком 1977 году Францию, как постоянное место жительства?
- Я прожил во Франции чуть менее четырёх десятков лет. Я не испытывал без французского гражданства никаких неудобств и путешествуя по белу свету. Вечной тебе жизни, Франция!
- В 2015 году вы получили российское гражданство. Вам никогда не хотелось вернуться в Россию?
- Нет, я живу во Франции, и вообще сегодня никуда ездить, уезжать или возвращаться не хочу.
- С 1977 года, как мы говорили, вы проживаете во Франции. В какой части Франции вы обосновались? Как строится ваш день? Как обычно вы работаете - когда есть вдохновение или независимо от этого, рутинно, каждый день?
- Обосновался я во Франции не по выбору, а случайно, куда занесла судьба. Живу зимой в Париже, а летом в Шампани, в деревне, в крестьянском старом доме. Все годы, день за днём, занимаюсь только своими картинами. Дни "отдыха", даже в самых роскошных местах, считаю потерянным временем. Модное слово "ностальгия" так и осталось для меня малопонятным.
- Как вы понимаете слова Пикассо: "Я не ищу, я нахожу"?
- Афоризм Пикассо я объясняю так: "найти " Бог дал не всякому, кто ищет.
- Вопросы из опросника Марселя Пруста. Какие качестве вы больше всего цените в мужчинах и какие качества вы больше всего цените в женщинах?
- Ответ любопытному Прусту: и в мужчинах и в женщинах ценю умение их, убивая друг друга, не впадать в свинство.
Беседовал Артем Лебедев
Фото Nicolas Hidiroglou