О книге Чанцев А. Ижицы на сюртуке из снов: книжная пятилетка. – СПб., «Алетейя», 2020. – 724 с.
Альберт Швейцер говорил о Бахе: он ничего не изобрёл, всё, с чем он работал, уже было открыто прежде другими композиторами — но Бах довёл это до совершенства, дальше него теми же путями пойти просто невозможно. Безусловно, до Чанцева в области литературной критики работали и классики (В. Белинский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) и более поздние мастера «советской школы» (Л. Гинзбург, Б. Эйхенбаум, Н. Жирмунская, Е. Эткинд и многие другие), но в XXI веке о литературе, как о непрерывном процессе: от старых (Набоков, Бибихин, Чоран и др.), классических произведений, до новых, современных (Гуреев, Быков, Бычков, Лимонов, Несбё и др.), так захватывающе и интересно, не писал практически никто.
У Чанцева – свой язык, своя манера, свой «почерк». Он пришел в литературную критику, как реформатор старых форм, «умный революционер», и продолжает свой неторопливый, уверенный путь величиной в пять тысяч лье под водой. Или пять тысяч световых лет, как кому больше нравится, ведь книга «Ижицы на сюртуке из снов» охватывает «литературное пятилетие».
Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
Скала и — Пушкин. Тот, кто и сейчас,
Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
Не нашу дичь: не домыслы в тупик...
Борис Пастернак «Тема с вариациями»
Чанцев, лично для меня, и историк литературы и, одновременно, опытнейший литературный практик.
Книга, во многом, многоплановая или же вернее сказать – многослойная – разные века, стили – от рецензий до разговорного жанра (интервью). И везде все живо, ярко, захватывающе, что фактически ты прикован читать до самой последней страницы. Но внимательного читателя ждет вознаграждение: например, «Рефлексия о критике для журнала «Литеrrатура». И таких «изюминок» по тексту много!
Уверен, что у каждого думающего человека, мало-мальски интересующегося литературой и культурой, книга «Ижицы на сюртуке из снов» должна присутствовать на полке. Потому, что непрочитанные книги имеют обыкновение мстить, а «незнание не освобождает от ответственности». Шучу, конечно, но тем не менее, тем не менее…
Читателя ожидают экзотические путешествия к берегам Истины и смысла, богатые философско-экзистенциальные подходы и ожидаемые находки.
Чанцев пишет о том, что может вызвать (и в итоге, вызывает) неподдельный интерес. Потому, что эрудитов наверняка заинтересуют эти «культурные коды», которые он посеял «на брезентовом поле», в надежде, что когда-нибудь вырастут «алюминиевые огурцы» правды, свободы и справедливости.
И истоки наших с ним интересов, как ни странно, общие: рок-музыка (западная, советская, российская, любая), Восток. Только тема Востока и увлеченность Мисимой и Японией, его занимает давно – а я к этому только прихожу. И Лимонова мы одинаково любили, и примерно одинаковые книги в детстве читали.
Для обывателя главный вопрос – «Литература в XXI веке умерла?». Нет, литература, как видим, живет и развивается не только на страницах прекрасной книги «Ижицы на сюртуке из снов», но и посильным вкладом Александра Чанцева – эрудита, интеллектуала, критика и писателя, который все это время пишет и издает прекрасные книги.
Артем Комаров