Наумов Л. Пловец Снов.- М.: Омега-Л, 2021

Лев Наумов – известный писатель, драматург и режиссер из Санкт-Петербурга, взялся за написание книги о писателе и писательстве и о поиске смысла жизни. Давайте рассмотрим, что из этого получилось…

На первый взгляд, бросается в глаза неординарное название – «Пловец снов». Не Стивеном ли, Кингом, веет из названия? Как выясняется: никак нет, хотя суровая реальность с элементами мистики и метафизики, в романе, все же, отслеживается.

Самая главная черта настоящего сна – то, что все вокруг кажется совершенно реальным. Дергай за ухо сколько хочешь, лишь после пробуждения человек поймет, было это на самом деле или нет. Проснулся ли сейчас Горенов? Или опять сон во сне? Если так, то где он находится теперь?

Удивительно читать роман, начатый с точки. «Пловец снов», на сегодняшний день, главная книга в послужном списке автора. Это дебютный роман писателя.

Следует подчеркнуть, что главного героя не надо сравнивать с автором «Пловца снов», это никак не альтер-эго Льва Наумова, хотя, возможно, отдельными своими свойствами он Георгия, все-таки, и наделил.

Герой «Пловца снов» – в прошлом моряк, много повидавший на своем веку, хороший семьянин. Волею судеб он оказывается в Петербурге, где круто меняется, на 180 градусов его жизнь: он становится писателем. Там он вынужден работать над детективами, от которых начинает рябить в глазах: слишком уж сюжеты друг на друга похожи, а занятие само по себе скучно. Его оставляет любимая жена, а студентка-дочь лишь иногда его навещает, да и то, когда она одна, а поболтать – не с кем.

Писатель-беллетрист Георгий Горенов (Горенов, Горянов, Горинов – встречается в тексте) пишет свою главную книгу под названием – «G», при этом, к большому сожалению, Лев Наумов не инкорпорирует часть текста книги Горенова в текст самого произведения. Остается только догадываться о художественных достоинствах книги.

Горенов, в целом, живет, как рыба в воде: вхож в различные литературные круги, имеет множество знакомств, связей, и подобно Александру Чацкому из «Горе от ума», живет в ощущении внутренней эмиграции и мыслях о смысле жизни и о поиске счастья. Это внутреннее отчуждение вызвано тем, что Горенов хочет создать шедевр, «нетленку», но, оказывается, настоящая, серьезная литература, сегодня даром никому не нужна: рынок заполнен бульварными романами и детективами, а избалованный ими читатель только им и рад. Даже редактор, и без того крайне скупой на комплименты, смотрит на новый роман «сквозь пальцы». Писатель находится в состоянии отчаяния: его новое детище, которому он посвятил столько времени, никому не нужно. Бедный, бедный Горенов… Можно сослаться на век, можно пенять на людей, которым чуждо настоящее искусство, на дурацкую моду, на погоду, но слезами делу не поможешь. Горенов начинает действовать радикальными методами…

Перед нашими глазами происходит перерождение личности талантливого писателя в…серийного убийцу, «убивца», по словарю В.И. Даля.  Герой из Моцарта превращается в злодея Сальери. Писателя не устраивают люди, которые читают массовую литературу: детективы и прочий ширпотреб, которые только отнимают время у нормального человека. Может быть, в нем говорят внутренние комплексы? Или сидят «демоны культуры», как однажды подметил о своей книге сам Лев Наумов?

Писать лишь для себя Горенову не хочется, а времена, когда существовал «массовый читатель» в нашей стране уж давно прошли. Этот шаг в никуда грозит разором. Действие романа, который сначала напоминает философский роман, начинает все отчетливее походить на детектив и даже, на трагедию. Трагедию жизни отдельно взятого человека, наделенного талантом, но так и не придумавшего как его с толком реализовать. Писателя Наумова много раз в интервью спрашивали: а разделяет ли он поведение главного героя и Лев Наумов сказал свое твердое: «нет». Ведь каждый, добавим от себя, сам волен для себя решать, какую литературу ему читать, а исправлять нравы «больного» общества – неблагодарное дело». O tempora, o mores!

Действие романа происходит в Петербурге, месте действия знаменитого «Преступления и наказания» Достоевского и «Петербургских повестей» Гоголя. Это, волей-не волей, дает нам право сравнивать Горенова с Раскольниковым: их обоих толкает на преступления необдуманность и глупость. После того, как начинается череда убийств, читатель перестает сопереживать Горенову: на нем теперь лежит «Каинова печать». И он сам заметно падает в своих глазах. Реальность становится похожа на сон, по которому на своей лодочке, как по Стиксу, плывет, загребая веслами главный герой Георгий Горенов. Ему не вернуться к нормальной жизни, к своему прежнему занятию литературой: на прошлом поставлен жирный крест.

Произведение содержит в себе черты философского романа (в нем много тонких наблюдений, к которым умело подводит нас автор) и, местами, ноток нуара и детектива. Получается некий парадокс: с одной стороны, автор пишет, что сегодня умному и талантливому человеку живется крайне нелегко, а с другой стороны, то, что сам Лев Наумов бичует в нравах современников, читающих в реальности-сне детективы и бульварные романы, он вживляет в художественную ткань своего произведения: детективный сюжет, леденящие кровь подробности, превращение Горенова из человека…в чудовище, способного убить человека, который читает неправильную, с его точки зрения, литературу. «Читать плохую литературу смертельно опасно!»,- говорит со страниц книги главный герой.

Заканчивается книга логичной точкой. Точкой в линии жизни Георгия Горенова, которому уже ничего хорошего не светит, и остается мучиться и скорбеть по неудачно прожитой жизни.

Но если все-таки не сон, а быль? Если все на самом деле?.. Горюнов заерзал от волнения. Другого выхода нет, нужно умереть! Погибнуть, исчезнуть! Во имя книг, во имя смыслов, во имя этого всего!.. Или – во имя чего угодно! Прямо в пригородном автобусе! Во что бы то ни стало! Любыми средствами, любой ценой! Лишь бы не успеть произнести, отдать самому себе исполнить приказ, что именно тут, здесь и сейчас, должна появиться последняя точка

Артем Комаров