Кадочникова И. Пластинка черная земля. Стихотворения.- М.: Зебра Е, 2021.- 118 с.

 

Ирина Кадочникова – поэт, филолог из Удмуртии. Она живет в Ижевске.

В новую книгу стихов, согласно аннотации к ней, вошли стихотворения, написанные в период с 2019 по 2021 года, а также избранные стихи из трех книг – «Два лета» (2019), «Без темы» (2017), «Единственный полюс» (2015).

Новая книга поэта призвана показать полифонию звуков. Так автор начинает свое повествование с ноты «до», затем до «ми», а затем пробует ноту – «соль». Звук каждого стихотворения Ирины Кадочниковой звучит уверенно. Ее нельзя назвать молодым, и уж тем более, – начинающим поэтом. Нет. Она вполне зрелый поэт. Зрелый для своих лет.

Стихи поэта Кадочниковой написаны очень легким, простым, точным языком. Иногда с юмором, иногда с легкой иронией, но чаще всего о серьезных и действительно важных вещах: то, что думалось, рефлексировалось, нашло свое отражение в лирической строфе.

Когда ты их читаешь, складывается впечатление, что это твой товарищ, друг (или, если угодно, – близкая подруга), делится с тобой откровениями как своей, частной жизни, так и общими впечатлениями от судьбы, в целом. Эти «цветные сны» автора очень богаты на подробности. При этом, поэт называет свои собственные слова, свою поэтическую речь – «чужими словами»:

Выплывешь – рыба из глухих сетей.

Для чего мне, Господи, чужие слова?

Спасибо, Господи, за чужие слова.

С той стороны окна видней.

А как еще назвать слова, которые были словно подсказаны кем-то? (Любой пишущий человек меня поймет).

Обилие образов видно и в таком ее стихотворении:

и слов твоих внезапная пора

река, гроза – не больше и не меньше

как будто сор выносишь со двора

черемуховый, яблоневый, снежный

 

а он не убывает все равно

весь этот белый мир не убывает

за то, что нам дано и не дано

спасибо, Господи,- иначе не бывает

 

смелее, чем на линии огня

впадаешь в детскую игрушечную кому

не говори, что можно по-другому

не говори такое про меня

 

Как во всякой настоящей девушке, в мире автора есть два полюса – «ДА» и «НЕТ». И что победит в итоге?

Много всего таится в маленькой дамской сумочке, однако! Так и в другом ее стихотворении мы читаем:

нетерпеливо/терпеливо –

все время с чистого листа:

несправедлива/справедлива

замысловата и проста

 

не говоришь, не называешь,

поскольку мысль, поскольку ложь

и так живешь – как умираешь

а умираешь – как живешь…

 

Я люблю эти женские стихи, чеканные сроки, которые хороши, как утренняя роса. Всякий раз думаешь, как в таком хрупком человеке, умещается такой диапазон чувств: от простого к сложному, от естественности до экспрессии, и, наоборот. Ответим: так, как и у ее предшественниц по поэтическому цеху – вспомним блистательные примеры Марины Цветаевой, Марии Петровых, Ольги Седаковой или Вероники Тушновой. Их строки также аккурат бьют в самое сердце.

 

Как хорошо когда вот так

Почти невидимый узор

Огнеупорный твердый знак

Опознавательный прибор

 

Когда ты рыба или снег

Или синдром речной звезды

Или случайный человек

Из мертвой и живой воды

 

Большая музыка придет

Тебя посадит на иглу

И будет вечный новый год

В твоем глухонемом углу

 

Играй пожалуйста играй

Пластинка черная земля

И никогда не умирай

Себя проигрывай с нуля

 

Себя проигрывай всему

На этой карте натяжной

Когда не скажешь никому

По-детски кукольной смешной

 

И перевернутый как слон

Флажок проводника сигнал

И звон стоит со всех сторон

А это ты вруби финал

Для себя я отметил, что каждое стихотворение сборника датировано – тенденция, увы, уходящая прямиком в прошлое – сегодня редко кто пишет дату стихотворение, а зря, – даты написания стихотворений – это светлые дни, которые случаются в сетке календаря, да и в простой человеческой судьбе. Тоже. По ним будут сверять наши жизненные маршруты.

Итоги года можно подвести:

Все как-никак, и есть куда идти,

О чем подумать, что сказать, и мир

Не кажется таким уж бестолковым.

 

В трамваях и автобусах тепло.

Ты в боковое смотришься стекло.

И все по-прежнему, а значит, ничего –

Спасибо, Господи, что ничего плохого.

 

Ее интонация видится мне особенной. Судите сами:

Пойми меня, пожалуйста, пойми –

В тех городах – в Казани ли, в Перми,

В Челябинске ли, в Екатеринбурге,

В ижевском захолустном Металлурге,

Где я живу – на самом дне оврага –

И говорю с отсыревшей бумагой –

О чем-нибудь – о том вот и об этом,

Себя испытываю белым цветом,

Пишу в простую детскую тетрадь

Про свойство всех явлений – исчезать.

Или:

Все суета – но – Господи прости –

О чем еще сказать? О сумме снега.

О беге времени. О шуме века.

Об имяреках. О конце пути.

 

Но губы пробуют на звук слова

Простые и знакомые друг другу.

И шествуют торжественно по кругу

Трава и Солнце. И опять Трава.

Хорошая поэзия – всегда! – это разговор с Богом напрямую, без посредников. Именно такова поэзия автора.

Итак, современная поэзия жива. Она дышит в стихах Ирины Кадочниковой, переливаясь как янтарь на солнце. Чрезвычайно важно, что усилиями таких издательств, как «Зебра-Е», выходят такие замечательные книги, как «Пластинка черная земля».

Тираж нового сборника – 1000 экземпляров – весьма внушительная цифра по нынешним меркам. Уверен, что книга Ирины Кадочниковой должна найти свое место на книжной полке каждого человека, любящего поэзию.

Артем Комаров