Кадочникова И. Пластинка черная земля. Стихотворения.- М.: Зебра Е, 2021.- 118 с.
Ирина Кадочникова – поэт, филолог из Удмуртии. Она живет в Ижевске.
В новую книгу стихов, согласно аннотации к ней, вошли стихотворения, написанные в период с 2019 по 2021 года, а также избранные стихи из трех книг – «Два лета» (2019), «Без темы» (2017), «Единственный полюс» (2015).
Новая книга поэта призвана показать полифонию звуков. Так автор начинает свое повествование с ноты «до», затем до «ми», а затем пробует ноту – «соль». Звук каждого стихотворения Ирины Кадочниковой звучит уверенно. Ее нельзя назвать молодым, и уж тем более, – начинающим поэтом. Нет. Она вполне зрелый поэт. Зрелый для своих лет.
Стихи поэта Кадочниковой написаны очень легким, простым, точным языком. Иногда с юмором, иногда с легкой иронией, но чаще всего о серьезных и действительно важных вещах: то, что думалось, рефлексировалось, нашло свое отражение в лирической строфе.
Когда ты их читаешь, складывается впечатление, что это твой товарищ, друг (или, если угодно, – близкая подруга), делится с тобой откровениями как своей, частной жизни, так и общими впечатлениями от судьбы, в целом. Эти «цветные сны» автора очень богаты на подробности. При этом, поэт называет свои собственные слова, свою поэтическую речь – «чужими словами»:
Выплывешь – рыба из глухих сетей.
Для чего мне, Господи, чужие слова?
Спасибо, Господи, за чужие слова.
С той стороны окна видней.
А как еще назвать слова, которые были словно подсказаны кем-то? (Любой пишущий человек меня поймет).
Обилие образов видно и в таком ее стихотворении:
и слов твоих внезапная пора
река, гроза – не больше и не меньше
как будто сор выносишь со двора
черемуховый, яблоневый, снежный
а он не убывает все равно
весь этот белый мир не убывает
за то, что нам дано и не дано
спасибо, Господи,- иначе не бывает
смелее, чем на линии огня
впадаешь в детскую игрушечную кому
не говори, что можно по-другому
не говори такое про меня
Как во всякой настоящей девушке, в мире автора есть два полюса – «ДА» и «НЕТ». И что победит в итоге?
Много всего таится в маленькой дамской сумочке, однако! Так и в другом ее стихотворении мы читаем:
нетерпеливо/терпеливо –
все время с чистого листа:
несправедлива/справедлива
замысловата и проста
не говоришь, не называешь,
поскольку мысль, поскольку ложь
и так живешь – как умираешь
а умираешь – как живешь…
Я люблю эти женские стихи, чеканные сроки, которые хороши, как утренняя роса. Всякий раз думаешь, как в таком хрупком человеке, умещается такой диапазон чувств: от простого к сложному, от естественности до экспрессии, и, наоборот. Ответим: так, как и у ее предшественниц по поэтическому цеху – вспомним блистательные примеры Марины Цветаевой, Марии Петровых, Ольги Седаковой или Вероники Тушновой. Их строки также аккурат бьют в самое сердце.
Как хорошо когда вот так
Почти невидимый узор
Огнеупорный твердый знак
Опознавательный прибор
Когда ты рыба или снег
Или синдром речной звезды
Или случайный человек
Из мертвой и живой воды
Большая музыка придет
Тебя посадит на иглу
И будет вечный новый год
В твоем глухонемом углу
Играй пожалуйста играй
Пластинка черная земля
И никогда не умирай
Себя проигрывай с нуля
Себя проигрывай всему
На этой карте натяжной
Когда не скажешь никому
По-детски кукольной смешной
И перевернутый как слон
Флажок проводника сигнал
И звон стоит со всех сторон
А это ты вруби финал
Для себя я отметил, что каждое стихотворение сборника датировано – тенденция, увы, уходящая прямиком в прошлое – сегодня редко кто пишет дату стихотворение, а зря, – даты написания стихотворений – это светлые дни, которые случаются в сетке календаря, да и в простой человеческой судьбе. Тоже. По ним будут сверять наши жизненные маршруты.
Итоги года можно подвести:
Все как-никак, и есть куда идти,
О чем подумать, что сказать, и мир
Не кажется таким уж бестолковым.
В трамваях и автобусах тепло.
Ты в боковое смотришься стекло.
И все по-прежнему, а значит, ничего –
Спасибо, Господи, что ничего плохого.
Ее интонация видится мне особенной. Судите сами:
Пойми меня, пожалуйста, пойми –
В тех городах – в Казани ли, в Перми,
В Челябинске ли, в Екатеринбурге,
В ижевском захолустном Металлурге,
Где я живу – на самом дне оврага –
И говорю с отсыревшей бумагой –
О чем-нибудь – о том вот и об этом,
Себя испытываю белым цветом,
Пишу в простую детскую тетрадь
Про свойство всех явлений – исчезать.
Или:
Все суета – но – Господи прости –
О чем еще сказать? О сумме снега.
О беге времени. О шуме века.
Об имяреках. О конце пути.
Но губы пробуют на звук слова
Простые и знакомые друг другу.
И шествуют торжественно по кругу
Трава и Солнце. И опять Трава.
Хорошая поэзия – всегда! – это разговор с Богом напрямую, без посредников. Именно такова поэзия автора.
Итак, современная поэзия жива. Она дышит в стихах Ирины Кадочниковой, переливаясь как янтарь на солнце. Чрезвычайно важно, что усилиями таких издательств, как «Зебра-Е», выходят такие замечательные книги, как «Пластинка черная земля».
Тираж нового сборника – 1000 экземпляров – весьма внушительная цифра по нынешним меркам. Уверен, что книга Ирины Кадочниковой должна найти свое место на книжной полке каждого человека, любящего поэзию.
Артем Комаров