Т. Цхварадзе До и после.- М.: Эксмо, 2020.- 320 с.
Тариэл Цхварадзе – талантливый поэт из Грузии (г. Батуми), которым проделан большой путь: в жизни, в литературе. Видимо, к 2020 году, настал тот момент, когда пора говорить открыто о том, что происходило с автором на протяжении насыщенной, интересной, но весьма тяжелой жизни (пусть, и от третьего лица, как это есть в романе «До и после»).
Эта книга в своем роде не нова – в России есть огромное число людей с переломанными судьбами, и есть масса авторов, которые писали о тюрьмах и лагерях до него. Но это, действительно, «невероятная история», как и заявлено на обложке. Прочитав эту книгу, вы поймете, что, даже пройдя все круги ада, можно остаться человеком, а пример Тариэла Цхварадзе показывает, что можно в зрелом возрасте взяться за написание стихов и, тем самым, совершить метаморфозу положительного героя в действии.
Главное действующее лицо романа (наряду с героем – Георгием Мгеладзе) – время. Автор словно бы перебирает четки, отмеряя время, когда он совершил первую кражу, когда он впервые почувствовал запах женщины (в данном случае – Марины), запершись с ней в купе поезда, наконец, когда он получил первый срок, когда пошел по тюрьмам и лагерям. И все полотно действа наполняют яркие взлеты и паденья, жизнь, риск, огромный адреналин, когда ты находишься на волосок от смерти, и ходишь, можно сказать, по самому краю от бездны, когда еще шаг – и ты оступился…
Решиться поведать читателю о «скелетах в шкафу» – задача очень сложная, требующая смелости от автора. И автор на нее решился! Казалось бы – ну, все прошло, зачем поминать старое – «было, и было» – завтра могут и не вспомнить многие о твоем вращении в криминальных кругах, когда-то, в прошлом, например. Но, автор, помнит все, что с ним было на этом пути, и решается зафиксировать опыт на бумаге. Без утаек и прикрас. Максимально честно и подробно. И хотя объем книги небольшой – всего 320 страниц – автору удалось написать многое. О многом. О воровской и криминальной среде, о которой писатель знает не понаслышке, и даже слово «вор» то здесь, то там им пишется с заглавной буквы.
Не скажу, что люблю читать криминальные романы – не потому, что тема мне не близка, а потому, что обычная жизнь, вдалеке от судов, ментов и тюрем, видится мне притягательней и тоньше. Но, в конце концов, у каждого своя карма, а от «сумы и от тюрьмы», как водится, «не зарекайся».
Зададимся вопросом: а нужна ли подобная литература сегодня? На этот вопрос ответим так: а давайте отменим одним указом сразу «Записки из мертвого дома» Достоевского, стихи Есенина, прозу и стихи Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, лагерные опусы Солженицына, так называемые «бандитские стихи» Бориса Рыжего, блатные песни группы «Лесоповал», Высоцкого, Галича, Северного, «Прогулки вокруг барака» Губермана, «Мультики» Елизарова, фильм «Вор» Павла Чухрая и многое другое, что же тогда останется в итоге? А? Вкупе с этим, отмените также книгу – «Большая пайка» Юлия Дубова, как собирательный образ «джентльменов удачи» из новейшей истории, – что в итоге останется? И забудем (уже окончательно), фильмы «Бумер», «Бригаду», «Бандитский Петербург». Все это имеет право на существование, это голос целого поколения, пути поисков смысла, когда рухнул совок и воцарил новый порядок – бандитский, рыночный и, одновременно, свободный, когда прежний опыт рассказчику в чем-то помог…
Это горький, специфичный опыт, но опыт поучительный. Как это говорил о подобном бывший зэк и нацбол Эдуард Лимонов в интервью блогеру Дудю: «Я из тюремного опыта вынес огромную чашу мудрости».
Но вернемся к роману. Даже срок не в десять лет, а как у героя книги, в три года, меняет человека – ты прощаешься с привычным укладом жизни, со средой, с собой, прежним, наконец. Ничего не проходит бесследно.
Думаю, что Тариэл Цхварадзе, даже если бы ему предложили выбрать иную судьбу, не променял бы того, что сталось с ним. Это значило бы отречься (читай: предать) многих своих знакомых, поставить жирный крест на прошлом. Это опыт. Так он стал сильнее, так он узнал цену правде и лжи, свободе и несвободе, любви и нелюбви, жизни и смерти, дружбе и лицемерию. Все это прошло красной нитью через его судьбу, а, стало быть, и через канву его собственной книги. Но есть и другая сторона, оборотная сторона, как у Луны или монеты.
Все то, что было «До» — прекрасно,
но «После» радует вдвойне.
Великий Доктор, как лекарство,
поэзию назначил мне.
Со временем, криминальные таланты рассказчика (с прошлой жизнью, после многих испытаний и скитаний, автор, как пишет, прочно завязал) сменились талантом поэтическим. Тариэл Цхварадзе поздно пришел в поэзию, в литературу, с солидным житейским опытом и багажом знаний о добре и зле. Ему есть, что сказать читателю со страниц своих журнальных подборок и книг. И, я уверен, что читатели у этой книги есть и будут, даже и не в приблатненной среде.
Вторая часть прозаической книги включает в себя подборку стихов автора – известный в литературе прием, много поясняющий читателю, как об авторе, так и о герое книги.
Как писал критик, (в прошлом – главный редактор журнала «Дружба Народов») – А. Эбаноидзе, фамилия Цхварадзе в русском варианте соответствует фамилии Овечкин, тогда как Мгеладзе — Волков[1]. Да, с самоиронией у автора, как видится, все нормально. На этом, как верно заметил литературный критик, заканчивается часть «ДО», героем которой явился Мгеладзе, и начинается новая часть, жизнь с чистой страницы – «ПОСЛЕ», где в права вступает, условно говоря, сам Тариэл Цхварадзе или, если угодно, его литературный альтер-эго. Первая часть – «ДО» более прозаична, сурова, отрезвляющая, вторая же часть, «ПОСЛЕ», более поэтична, – здесь жизнь, наконец, обрела высший смысл, подарив удовольствие от написания стихотворений, как и у его брата, поэта, Виктора Цхварадзе, – почти сибаритство и удел далеко не всех, живущих на этой, грешной земле. Тариэл Цхварадзе нащупал этот путь, и остается верен ему посейчас.
Криминальный стаж рассказчика, как следует из книги, больше тридцати лет. Он вступил на «кривую дорожку» довольно рано: в 10 лет, когда вскрыл киоск «Союзпечати» и украл альбом с марками, как ярый филателист, с юных лет. Впоследствии, история повторилась: года через два, вместе с группой ребят он растаскивает с продовольственного склада все, что под руку попадется, а еще лет через пять, оказавшись с ночью с собутыльником на Мцхетском вокзале, взламывает вокзальный буфет и пропивает добычу с сокурсниками по художественному училищу.
Первым серьезным делом Георгия стало ограбление супружеской пары в Гаграх. Но ограбление неожиданно сорвалось… Этот «фортель», в итоге, обернулся задержанием, следствием и первым сроком, которым стал условный срок с принудительными работами.
Как же в авторе все уживается: темная и светлая сторона? Это еще Евтушенко писал о себе так: «Я разный, я натруженный и праздный, я целе- и нецелесообразный…». Откуда в нем любовь к поэзии, криминальные авелевы пути, ранняя учеба в художественном училище? Как все это сошлось в одном человека, сделав неповторимой его судьбу?
Далее сюжет книги развивается стремительно. В нем есть место почти всему: кражам, взломам, ограблениям, угонам, аферам – все это может держать внимание читателя до последних страниц текста.
Подводя итог, следует сказать, что Тариэл Цхварадзе обладает несомненным даром поэтическим, прозаическим и, хотя, как пишет Андрей Макаревич на обложке книги, книга «написана простым, «нехудожественным языком», оторваться от нее невозможно». В чем же магия слова автора? В чем искусство его нехитрых словес, так искусно переплетенных между собой? Честно сказать: не знаю. «Большое видится на расстоянии», – писал Сергей Есенин. Желаю талантливому Тариэлу Владимировичу новых книг и удачи на его жизненном пути.
Артем Комаров
[1] А. Эбаноидзе Казус Тариэла Цхварадзе// https://magazines.gorky.media/druzhba/2020/10/kazus-tariela-czhvaradze.html?