В Саратове 26 ноября в ресторане «Черчилль» состоялся концерт легендарной рок-группы «Крематорий».
Как и было запланировано организаторами, в Саратов приехала команда в составе лидера группы — Армена Григоряна, скрипача - мультинструменталиста - Максима Гусельщикова, бас-гитариста — Николая Коршунова, барабанщика — Андрея Ермолы, гитариста — Владимира Куликова. И это тем ценнее накануне годовщины группы, ее тридцати двухлетия.
А теперь о самом концерте. В одном из своих интервью Армен Григорян как-то сказал, что для него концерт — это произведение искусства, а любое произведение имеет введение, основную часть и заключение. Так, концерт с аллюзиями сна и вечного покоя начался словами: «Начинаем путешествие по абсолютному крематорию». Концерт начинался простыми по смыслу песнями-зарисовками, а затем, с каждой песней нарастал драйв и все глубже был слышен лейтмотив лучших и новых песен. Так, например, «Крематорий» порадовали публику, всех собравшихся меломанов такими всем известными хитами, как, например «Безобразная Эльза», «Катманду», «Маша», исполнили композиции последних лет, приправив концерт этюдами песен группы времен ее становления.
Атмосфера концерта — вещь во многом незабываемая и стоит отдельного упоминания. Скрипач — Максим Гусельщиков заряжал драйвом и позитивом собравшихся как на сцене, так и в самом зрительном зале. Армен Григорян прямо во время концерта давал автографы на память своим поклонникам, собравшимся у сцены.
Не вооруженным взглядом была видна отдача, диалог музыкантов со зрителем. Не случайно Армен Сергеевич Григорян в своем обращении к залу провел параллели с так называемыми «квартирниками», так хорошо известными когда-то ему, а отдача всегда, либо есть, либо ее нет, как говорится, это вечный закон; дружеская атмосфера и горячая реакция зала тому способствовали.
Музыканты через песни делились образами далеких стран, заокеанского мира, вроде густонаселенной Америки, фантазиями и наблюдениями из будущего и из прошлого. А закончили «Крематорий» песней-загадкой, исполненной по просьбе маленькой девочки из зала, настоящей феерией звука и цвета.
Несколько слов о самом творчестве группы. Выступлениям «Крематория», как мне кажется, характерна моноинтонация или иными словами - одна эмоция, они держатся в своей «обойме» и верны своему стилю на протяжении многих лет, песни группы прозрачны и призрачны, как лед или туман, они рассудочны, как творчество Гегеля или Ницше, во всяком случае концерт группы, манера исполнения этот факт лишний раз подтвердили. Впрочем, сказанное и делает песни «Крематория» легко узнаваемыми с первых нот, у этих песен есть свое «лицо», что тоже весьма немаловажно. Это, конечно, и о них, в том числе, было спето когда-то «Наутилусами»: «Гурманы травы и растительной пищи», ведь в мелодии, в ритме песен группы «Крематорий» легко угадывается джаз, тяжелый рок, элементы вальса, влияние творчества группы «Битлз», ведь они их верные последователи, это не секрет для поклонников; «из тех, кто ушел, никто не вернется назад» - сказано хорошо во всех смыслах в одной из песен, прозвучавшей со сцены.
Как мне кажется, творчество «Крематория» - это вечные поиски белого, «и пройдя все круги, вернуться домой», это, конечно, о самой группе замечено тоже, а значит тема любви в лучшем случае растворена в ней.
Тема красоты в песнях «Крематория» - вещь тоже весьма условная и не поддается детальному описанию, хотя в ней превалируют образы далекие от эстетических идеалов, но так органично вписывающихся в идею рок-группы «Крематорий»: белые столбы, луна, дорога, пещерные люди, приглушенные цвета, но в тоже время в них живы свобода, рок-н-ролл.
А, все-таки, больше ли смерти или жизни, яви или сна в песнях «Крематория»? - задался я извечным вопросом, готовя статью. Ясно одно: «все дороги приводят сюда, в дом навечного сна, Крематорий...».
Организаторы концерта лишний раз доказали свой высокий профессиональный уровень, концерт прошел по всем общепринятым мировым стандартам, достижение этого уровня стоит больших усилий, так, что это весьма и весьма непростая работа.
Звук, свет, приятная и душевная атмосфера, интеллигентная публика, престиж группы, которую ждут во многих странах мира с нетерпением — все это и есть - «Черчилль».
На мой взгляд, «Черчилль» - это уголок Европы, светлое и яркое пятно на блеклой карте Саратова.
«Черчилль» -это одно из немногих прекрасных заведений в городе, в которое стоит вернуться.
Артем Лебедев
Автор выражает огромную благодарность администрации ресторана «Черчилль» и лично - Екатерине Спириной.
Отдельное спасибо фотографу - Роману Викторсону за предоставленные фотографии.
Саратов на кинопленке
Как известно, предстоящий 2016-й год объявлен Годом российского кино. В этой связи корреспондент «ОМ», воодушевлённый четырьмя днями жизни в Нижне-Волжской студии кинохроники, где проходили показы в рамках фестиваля «Саратовские страдания», решил вспомнить, в каких картинах запечатлены Саратов и другие города области. Что касается документального кино — это километры плёнок, на которых наш город предстаёт с начала прошлого века. Материала было бы ещё больше, если б не недавняя история с «конфискацией» у Нижне-Волжской студии значительной части архивов с уникальными кадрами. Теперь эти плёнки хранятся не в Саратове, а в подмосковном Красногорске. Но и то, что удалось оцифровать саратовским документалистам, представляет многочасовую нарезку хроники, не считая сотен фильмов и тысяч репортажей... Такое количество работ не вместилось бы даже в несколько специальных номеров журнала, поэтому мы решили ограничиться игровыми лентами, которые снимались в Саратове, и коротко рассказать о них. Получилось тоже немало — значительная часть информации почерпнута из раритетной книги «Саратовский кинословарь» Евгения Барыкина, вышедшей небольшим тиражом в 1996 году.
1914
Как Айдаров спешил на бенефис
Производство: АО «А. Ханжонков и К». Автор сценария и режиссер: П. Айдаров. В главной роли: П. Айдаров.
Гастролирующий в Саратове комический актер Айдаров безмятежно заснул в своем гостиничном номере и, если бы его не разбудили, наверняка опоздал бы на собственный бенефис. Администрация театра, взволнованная отсутствием бенефицианта, посылает ему записку. Актер Айдаров кличет слугу, срочно принимает ванну, наспех одевается и спешит в театр.
На улицах Саратова всё, как нарочно, препятствует ему: он безуспешно пытается оседлать лошадь, у него из-под носа укатывает авто, он еле успевает вскочить на подножку трамвая... В довершение всех злоключений актер умудрился залезть в пустую бочку, которую, как ни странно, докатили до театра. В последнюю минуту перед началом бенефиса актер Айдаров успевает на сцену. Сняв с головы цилиндр, любимец публики приветствует зрителей. Одна из первых игровых кинолент, снятых на саратовской натуре.
1924
Побежденные сегодня
Производство: Пролеткино (Саратов). Режиссер и оператор: А. Булдаков. В ролях: студийцы Саратовской студии.
Фильм не сохранился.
1925
Кто кого?
Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария: В. Ардов. Режиссер: Е. Петров. В ролях: А. Усольцев-Гарф, Н. Скальский, Е. Петров, М. Касимова и др.
Драма о классовой борьбе в деревне периода НЭПа. Крестьянин-бедняк Никита, после того как у него пала лошадь, обращается к местному деревенскому кулаку Хапову с просьбой о ссуде и получает отказ. Между тем молодой крестьянин Лёва Алейников вместе со своим другом Силантием отправляются в город. В пути они видят трактор, обрабатывающий землю совхоза. В городе друзья посещают председателя райсельсоюза, рассказывают ему о положении в деревне. По его совету Лёва пишет в редакцию газеты заметку, изобличающую Хапова. Руководимые активистом крестьяне-бедняки организуют сельхозартель и открывают кооперативную торговлю в деревне. Хапов решает поджечь помещение кооператива, но во время поджога теряет свою зажигалку, которую находит Лёва. Тогда Хапов решает убить активиста. Для этой цели он пытается использовать спившегося безлошадника Никиту. Однако Никита колеблется, а затем во всем открывается Лёве. Кулак Хапов разоблачен — он и его сообщники преданы суду.
Фильм не сохранился.
Черная смерть (В степях Киргизии)
Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария: П. Гребнев. Режиссер: В. Полевой. В ролях: А. Ташетдинов, медицинский персонал саратовского пункта «Микроб» и ученики Саратовской киностудии. Культурфильм.
Газеты приносят весть, что в Советской Киргизии обнаружены заболевшие чумой. Московский врач Борисов, приняв решение немедленно ехать в Киргизию на работу, следует в Уштаган, где находится врачебный участок. Попутно он знакомится с природой и жизнью населения республики.
Прибыв на место, Борисов развивает энергичную санитарно-просветительскую деятельность. Показывая самоотверженную работу Борисова и присланного в помощь ему эпидемиологического отряда, фильм обстоятельно и подробно разъясняет сущность мероприятий по борьбе с чумой, а также природу самой болезни. Эпидемия уже шла к концу, когда Борисов, не проявивший достаточной осторожности, заразился чумой. Но его спасает предохранительная прививка. Вызванная из Москвы его жена приезжает в момент, когда опасность смертельного исхода миновала. Героическими усилиями советских врачей удается ликвидировать эпидемию.
Фильм не сохранился.
1926
Тайна старой мельницы
Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария и режиссер: И. Куницын. В ролях: Н. Гальченко и др.
Киноповесть о жизни крестьян, немцев Поволжья, до и после октябрьской революции. Недостаток инвентаря, засушливый климат лесостепной полосы, невозможность мелиорации определяли низкий уровень сельского хозяйства. Иначе сложилась жизнь немцев Поволжья после Октября. Государственный банк предоставил крестьянам республики ссуды. Ожили, заколосились поля, получившие удобрения и воду...
Кинокартина была снята по заказу банка автономной республики немцев Поволжья и служила целям пропаганды его работы.
Фильм не сохранился.
1927
Зеленый шум
Производство: Совкино (Саратов). Автор сценария и режиссёр: А. Усольцев-Гарф. В ролях: Г. Бобынин, В. Светловский, М. Царёва и др.
Драма из жизни деревенских комсомольцев, борцов с кулачеством в середине 1920-х годов. В одной из деревень под Саратовом в годы гражданской войны был разрушен мост через реку. Возле парома в страду собирались длинные очереди крестьянских возов и пешеходов. Пользуясь скоплением народа, местный кулак Сысоич завел у переправы чайную с тайной торговлей самогоном. У Сысоича в доме служит на побегушках сирота Ганька. Комсомольская ячейка решила построить мост и этим нанести удар кулаку-мироеду, спаивающему крестьян. Местный комсомолец Павел, посланный ячейкой в Саратов, вернулся с десятником и техником. Начинается возведение моста, открытие которого становится праздником для всех окрестных жителей. Трактирщик, понимая, что восстановление нормальной переправы через реку заставит его свернуть торговлю самогоном, подговаривает паромщика Гаврилыча поджечь ставший ненужным паром и пустить его вниз по течению под мост. Этот разговор случайно слышит Ганька. Она торопится предупредить комсомольцев. Гаврилыч поджигает паром. Оказавшийся поблизости Павел пытается ему помешать, оба падают в воду. Горящий паром медленно плывет по реке и наконец застревает под мостом. Подоспевшая Ганька забирается на пылающий паром и отгоняет его от моста. На фоне этих событий между Павлом и Ганькой развертывается любовная интрига.
Фильм сохранился без 2-й и 3-й частей.
Тревога (Катастрофа)
Производство: Совкино (Саратов). Автор сценария: Василий Беляев. Режиссер: Евгений Петров. В ролях: Г. Бобынин, Г. Милокумова, А. Усольцев-Гарф, М. Мочалова и др.
Фильм о борьбе за укрепление производственной дисциплины на предприятии. Металлургический завод. Плохая организация культмассовой работы приводит к разобщенности коллектива. Лишенные культурного досуга, рабочие пьянствуют. Этим обстоятельством пользуется спекулянтка Комариха, которая организует шинок и спаивает рабочих. В результате на заводе учащаются случаи прогулов, симуляции заболеваний, явки на работу в нетрезвом виде. Администрация и завком призывают молодежь к борьбе за поднятие культуры на производстве. В компанию пьяниц и прогульщиков попадает машинист котельной Гришка Хватов. Во время своей смены Хватов устраивает в котельной попойку. В хмельном азарте он и его собутыльники разжигают в топке огонь сверх положенного предела и уходят спать. Происходит авария, катастрофические последствия которой с трудом предотвращают машинист Маслов и дочь заводского стрелочника Анна. Этот случай заставляет актив завода начать решительную борьбу с распущенностью и разгильдяйством в рабочей среде. Спекулянтку Комариху и ютившихся вокруг ее шинка хулиганов арестовывают. Трудовая дисциплина на заводе укрепляется.
Фильм не сохранился.
1928
Мартин Вагнер
Производство: Немкино (Саратов/Энгельс). Автор сценария: Б. Иллеш. Режиссер: В. Массино. В ролях: Я. Рыков, Ф. Хомутов, В. Маринич, В. Массино и др.
Фильм снят по повести Белы Иллеша «Ковер Стеньки Разина» — о борьбе деревенской бедноты с кулаками за организацию сельхозкооператива. Действие происходит в Республике немцев Поволжья в годы восстановления народного хозяйства.
После окончания гражданской войны из Красной армии в родную деревню Мариенталь вернулся Мартин Вагнер. Он призывает крестьян объединяться в кооперативы. Агитация бывшего красноармейца пробуждает яростную злобу кулаков. Они пытаются подкупить Мартина, но тщетно. Город помогает вновь организовавшемуся кооперативу, дает денежную ссуду и скот. Однако жестокая засуха погубила первый урожай артели. Воспользовавшись бедствием, кулаки вздувают цены на хлеб и, решив задушить кооператив, скрывают в своих закромах присланные для него из города семена. Негодование трудовых людей выплескивается на улицы. Мартин Вагнер разоблачает преступные действия кулаков, и те в отместку организуют на него покушение. Но Мартин остается жив, семена обнаружены и розданы членам кооператива, а кулаки во главе с Куттнером, пробравшимся в председатели сельсовета, арестованы.
Фильм сохранился без 3-й части.
Смеётся жизнь (Кентавры Камешкира)
Производство: Совкино (Саратов). Авторы сценария: В. Павловский, А. Усольцев-Гарф, Н. Богданов. Режиссер: А. Усольцев-Гарф
В ролях: В. Макаров, Е. Ламашкина, Г. Бобынин, А. Фёдорова и др.
Организация деревенскими комсомольцами коневодческой артели в 20-е годы. В небольшом селе саратовской глубинки молодежь, возглавляемая комсомольцами, пользуясь лишь сочувствием председателя сельсовета, организовала коневодческий питомник. Старики-крестьяне поначалу с недоверием отнеслись к этой затее. Между тем коневодческая артель росла и развивалась. После того как один из крестьян, отдавший артели свою лошадь, пригодную только для живодерни, получил ее обратно откормленной и здоровой, старики прониклись доверием к инициативе комсомольцев и стали охотно сдавать своих лошадей в коллективный племхоз.
1956
Первые радости
Производство: Мосфильм. Автор сценария: А. Каплер. Режиссер: В. Басов. В ролях: В. Коршунов, О. Жизнева, В. Емельянов, Н. Меньшикова, С. Плотников и др.
Фильм снят по одноимённому роману Константина Федина. Первый фильм кинодилогии (см. «Необыкновенное лето») о событиях в провинциальном волжском городе предреволюционной поры. Студент технического училища Кирилл Извеков только ищет свое место в жизни, а вокруг разворачивается революционная борьба.
Натурные съёмки проходили в Саратове. В съёмках фильма принимали участие жители города, актёры саратовских театров.
Необыкновенное лето
Производство: Мосфильм. Автор сценария: А. Каплер. Режиссер: В. Басов. В ролях: В. Коршунов, О. Жизнева, Р. Макагонова, В. Емельянов, Ю. Яковлев и др.
Фильм снят по одноимённому роману Константина Федина. Второй фильм кинодилогии, начатой фильмом «Первые радости», рассказывает о событиях 1919 года в одном из приволжских городов России.
Натурные съёмки проходили в Саратове и его окрестностях. В съёмках фильма принимали участие жители города, актёры саратовских театров.
1965
Верность
Производство: Одесская киностудия. Авторы сценария: Б. Окуджава, П. Тодоровский. Режиссер: П. Тодоровский. В ролях: В. Четвериков, Г. Польских, А. Потапов, Е. Евстигнеев и др.
В съёмках фильма принимали участие актеры Саратовского ТЮЗа и театра драмы, а также студенты театрального училища им. И.А. Слонова.
Осенним днем 1943 года десятиклассник Юра Никитин узнает о гибели отца. Юноша решает занять его место в строю. Вскоре он становится курсантом военного училища в одном волжском городе. Однообразные курсантские будни скрашивает знакомство с девушкой Зоей. Перед отправкой Юры на фронт молодые люди осознают, что любят друг друга. Ночью курсанты грузятся в эшелон. Проплывают мимо окон поезда деревни, полустанки, леса. Везде следы войны. И вот, наконец, фронт. Лейтенант Никитин ведет свою роту в атаку...
Награды:
Премия «За лучшую работу начинающего режиссера» на XXVI МКФ в Венеции.
Строится мост
Производство: Мосфильм и театр «Современник». Авторы сценария: Н. Мельников, О. Ефремов. Режиссеры: О. Ефремов, Г. Егиазаров. В ролях: О. Ефремов, О. Табаков, Г. Волчек, Е. Евстигнеев, Л. Гурченко, О. Даль, Н. Дорошина и др.
В съёмках фильма принимали участие актёры театра «Современник» и жители Саратова. Киноповесть по мотивам одноименного очерка Наума Мельникова о сооружении в Саратове грандиозного, самого большого в Европе, автодорожного моста через Волгу.
На стройку нового моста через Волгу приезжает московский корреспондент. Парторгом стройки оказывается его фронтовой друг Перов, который с удовольствием показывает москвичу строительство, знакомит его с людьми. Вскоре корреспондент становится свидетелем и участником многих будничных событий. Он активно вмешивается в «дело» Сергея Зайцева: бригада строителей-практикантов из-за халатности дирекции своего училища не получила вовремя зарплату, и бригадир Зайцев украл из столовой продукты, чтобы накормить ребят.
Вместе с Перовым корреспондент едет в училище, которое считается показательным. Но его директор Орлова мало озабочена судьбой бригадира практикантов, которому угрожает суд. Стараниями корреспондента и Перова бригада Зайцева получает, наконец, зарплату, и все сообща возвращают в столовую долг за продукты. Ребята вступаются за своего бригадира, спасают его от суда... Корреспондент присутствует на товарищеском суде в клубе, где судят двух «нарушителей»: один из строителей по случаю рождения сына слишком выпил, другая — дала пощечину бригадирше.
На пароходе-общежитии случился пожар, и строителей расселяют по новым местам — во всех этих событиях корреспондент не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, люди и интересы стройки стали близки ему. Поэтому праздник строителей — установка «бабочки», пролета моста — торжественное событие и для него... Когда приходит время уезжать, корреспондент взволнованно рассказывает Перову, какой важной для него была эта поездка, как много понял он на стройке.
1967
Человек Иван Чижиков
Производство: Саратов-телефильм. Автор сценария: Г. Ширяева. Режиссер: Л. Полонский. В ролях: Л. Щербакова, Т. Басалаева, А. Калаганов, В. Шкрабак, В. Кашин и др. В съёмках фильма принимали участие студенты Саратовского театрального училища им. И.А. Слонова.
По одноименной повести Галины Ширяевой. Андрей и Дина — брат и сестра, близнецы. Их отец, Иван Чижиков, был партизаном и погиб ещё до их рождения. Даже фотографии его не было, только портрет, нарисованный Андреем со слов мамы. Этот портрет легко давал советы в самых сложных ситуациях.
Всё меняет кратковременный приезд двоюродной сестры матери — тёти Леры. И её же последующее письмо. Прочитав его, Дина понимает: что-то они с братом не знают об отце. И решает непременно это выяснить.
1968
Громобой
Производство: Саратов-телефильм. Автор сценария: А. Черемисина, Л. Кассиль. Режиссер: В. Гладышев. В ролях: Г. Келлер, М. Михайлов, В. Стеклов, М. Свердлов, Л. Полонский и др.
Фильм снят по рассказу Льва Кассиля «Есть на Волге утёс». Главный герой картины — Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон, который говорил сиплым и шероховатым шёпотом, беспрестанно отхаркиваясь и странно курлыкая, словно граммофон, у которого кончилась пластинка, но сбившаяся игла ещё царапает круг, мотаясь из стороны в сторону. Однако заволжские старики уверяли, что было время, когда голос Леонтия Архипкина гремел по всей Волге от Нижнего до Астрахани. Не Граммофоном, а Громобоем звали его тогда — такой грозный и непомерный был у него бас.
…И снова май!
Производство: ТО «Экран». Автор сценария: С. Славич. Режиссёр: М. Муат. В ролях: П. Шальнов, Г. Епифанцев, Н. Караченцов, М. Рогов, Л. Соколова, Е. Райкина и др.
Историко-приключенческий телефильм по мотивам одноимённой повести Станислава Славича. Дебютная роль в кино Николая Караченцова.
Действие происходит в Саратове в 1908 году. Группа большевиков в условиях полицейского террора сумела наладить выпуск подпольной литературы. Картина снималась в «нагорной части» Саратова, в которой очень атмосферно передан облик старинного города. Редкое видеосвидетельство трамвайного движения по улице Большой Горной («затонская» линия — маршрут №13).
1969
Далеко до апреля
Производство: Саратов-телефильм. Режиссер: М. Свердлов. В ролях: Н. Сухова, А. Бондаренко, И. Афанасьева, В. Немцова и др.
Фильм снят по одноимённой книге произведений Аллы Драбкиной.
Старик
Производство: Саратов-телефильм. Автор сценария: Д. Степаниди. Режиссер: В. Калинин. В ролях: А. Василевский, А. Митясов, В. Псеха, В. Строганова и др.
По мотивам одноименного рассказа Константина Федина, написанного на основе воспоминаний Николая Чернышевского и его набросков. Это натолкнуло на мысль написать повесть о временах старого Саратова.
1970
Без права на пощаду
Производство: Саратов-телефильм. Авторы сценария: А. Виницкий, Л. Полонский. Режиссер: Л. Полонский. В ролях: Б. Белов, Ю. Киселёв, Б. Дмитриев, Р. Белякова, В. Ермакова и др.
В заводском поселке убивают молодую женщину. В ходе расследования этого дела разоблачается убийца — врач местной больницы Борисенко, который во время Великой Отечественной войны был пособником фашистов.
1981
Улыбка
Производство: киностудия «Поиск». Автор сценария и режиссер: М. Ралль. В ролях: В. Умнов, Б. Петров, С. Мамаев, Н. Сухостав и др. В массовых сценах — студенты Саратовского театрального училища им. И.А. Слонова.
По одноименному рассказу Рея Брэдбэри. В фильме — мир после атомной катастрофы. 2061 год... Люди боятся цивилизации, которая, по их мнению, опять непременно приведет к атомному взрыву. Поэтому они уничтожают последний автомобиль, последний самолет, жгут последнюю книгу. Приготовились к уничтожению последнего живописного шедевра. И только подросток Том не может осквернить прекрасное творение Леонардо да Винчи. Толпа раздирает на части картину, а мальчишка уносит в кулаке клочок поруганного холста.
В своей норе он осторожно разжимает пальцы — на ладони сияет улыбка Джоконды. Парень спит, свернувшись, как эмбрион, на белом пространстве кадра, и вместе с ним снова рождается вера.
Фильм хранится в частном собрании.
Награды:
Гран-при режиссеру фильма на МКФ игровых любительских фильмов «Брненская шестнадцтка» (Чехословакия, Брно, 1981);
Бронзовая медаль и диплом МКФ любительских фильмов в Вельдене (Австрия, 1981);
Диплом ВКФ любительских фильмов, посвященных 60-летию образования СССР, режиссеру и коллективу народной к/ст «Поиск» (Москва, 1982).
1982
Анонимное письмо
Производство: киностудия «Поиск». Автор сценария и режиссер: М. Ралль. В ролях: И. Верховых, Т. Цихан и др.
По рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна». Город начала века с узнаваемыми чертами Саратова погружен в летнюю жару и безлюдье. Молодой горбун получает письмо от незнакомки с объяснением в любви и просьбой о встрече. Придя на свидание и увидев перед собой горбунью, он уходит...
Награды:
Гран-при МКФ игровых любительских фильмов «Брненская шестнадцтка» (Чехословакия, Брно, 1983);
Диплом режиссеру и к/ст «Поиск» на ВКФ любительских фильмов (Москва, 1982).
1988
Хлеб — имя существительное
Производство: Ленфильм. Авторы сценария: М. Алексеев, Г. Никулин, Ю. Тюрин. Режиссер: Г. Никулин. В ролях: Н. Волошин, А. Дударенко, С. Никоненко, Н. Русланова, Н. Михеев, А. Булдаков, К. Лавров и др. (в т.ч. писатель М. Алексеев).
8-серийный телефильм по мотивам романов и повестей Михаила Алексеева «Хлеб — имя существительное», «Вишневый омут», «Карюха» и «Драчуны». Трагическая хроника жизни большого саратовского села от начала века до середины 30-х годов. Своеобразный коллективный портрет русского крестьянина. Картина снималась в Саратове и Лысогорском районе. В съёмках фильма принимали участие сельские жители и актёры саратовских театров.
1990
Очарованный странник
Производство: Мосфильм. Автор сценария: И. Поплавская, В. Соловьёв. Режиссёр: И. Поплавская. В ролях: А. Михайлов, В. Кривун, А. Ростоцкий, Л. Вележева и др.
Фильм снят по одноименной повести Николая Лескова. Между пассажирами парохода возникает спор, есть ли на Руси праведники? Никто не хочет рассказывать о своей жизни. И только один священник решается поведать свою историю. Хотя и предупреждает, что он — «большой грешник». Бежав от барина, пытался покончить жизнь самоубийством, десять лет жил в плену у татар, снова бежал, страдал от несчастной любви к цыганке, ради которой ему приходилось воровать и даже убивать…
Съёмки картины проходили в Хвалынске, где в массовых сценах были задействованы местные жители.
1992
Сон господина Экономиди
Производство: Высшие курсы сценаристов и режиссеров, ЭФЕС Лтд. (Москва), при участии Нижне-Волжской студии кинохроники. Автор сценария: С. Назаров. Режиссёр: Е. Крылов. В ролях: А. Доронин, Ю. Кудинов, А. Шкрабак, Е. Водонос, Н. Горобец, И. Верховых, Е. Крылов и др.
Крым, лето 1921 года. Бывший офицер белой армии Александр Сергеевич и два юнкера — Митя и Жоржик — проводят вместе один день. Они не смогли или не захотели бежать в Константинополь и теперь бродят по городу. Чтобы выпить вина, заходят в фотоателье господина Экономиди и заодно фотографируются. Это будет последняя фотография в их жизни.
2002
Папарацци
Производство: Эдуард Бабаджан. Авторы сценария: Э. Бабаджан, М. Алёшина. Режиссёр: Ю. Кузнецов. В ролях: Ю. Рачителева, А. Мизинов и др.
Многосерийный фильм по одноимённой книге саратовского беллетриста Светланы Алёшиной. В съёмках участвовали саратовские актёры и «контркультурные» личности, среди которых музыкант Андрей Мизинов в роли уличного певца.
Действие фильма происходит в Саратове, однако, как отмечала пресса, после съёмок из картины вырезали весь местный колорит. Саратов уже не зовется Саратовом, как это было вначале. Он стал просто «уездным городом», хотя у Светланы Алёшиной действие происходит именно в Саратове. В центре сюжетных перипетий — юная девушка с фотоаппаратом, студентка филфака СГУ, корреспондент одной из саратовских газет, которая волей судьбы от серии к серии попадает в захватывающий водоворот случайностей и детективных событий.
2012
Я хочу, чтобы меня любили
Производство: Вадим Арапов. Автор сценария: В. Арапов, О. Томусяк. Режиссёр: В. Арапов. В ролях: Д. Степанян, И. Костин, И. Баголей, И. Демьянов, М. Крылова и др.
Слабослышащая девочка возвращается из интерната домой, где сталкивается с массой сложностей, главная из которых — проблема социализации. Ну и, конечно, встречает свою первую любовь. Правда, любовь заканчивается довольно трагично.
В фильме по-новому показаны правый берег Волги, площадь у вокзала, Кумысная поляна, Набережная и Зелёный остров, где режиссёр после долгих поисков нашёл затопленный военный тральщик.
2015
Решала-2
Производство: студия «БайкалКино». Авторы сценария: Е. Замалиев, Ж. Бадмацыренов, Р. Асхаев. Режиссёр: Р. Асхаев. В ролях: А. Фролов, М. Куртанидзе, К. Озеров, Ч. Аздаев и др.
События происходят в небольшом городе, сферы влияния в котором делят два криминальных авторитета — Витя Чёрный и Добрый. В это время из тюрьмы выходит Завгар, и Витя Чёрный надеется на его поддержку. Но Завгар горит желанием отомстить другому авторитету — Каше, по наводке которого он отправился за решетку. Каша в свою очередь уже давно отошел от бандитских дел. Он переехал в другой город, обзавелся семьей и впервые в жизни почувствовал себя по-настоящему счастливым… Этот сюжет от событий первой части «Решалы» отделяет четыре года.
Как рассказывает один из сценаристов, Жаргал Бадмацыренов, Саратов для съёмок фильма был выбран, «потому что в первой части снялся саратовец Сергей Михатайкин. Причем совершенно случайно. Они с друзьями путешествовали вместе с дельтапланами, летали над озером Байкал — там и познакомились с продюсером фильма Евгением Замалиевым. С тех пор поддерживают дружеские отношения, и при выборе города, в который мог бы уехать Каша, альтернативы Саратову не было».
Лёгкое бабло
Производство: студия «BILMAX». Режиссер: К. Юрков, В. Панков. В ролях: В. Панков, К. Юрков, Д. Каро, М. Тишкин, Д. Назлиди и др.
Ещё один фильм о бандитских 90-х. Главные герои — обычные пацаны, которые вчера просто пили пиво, читали газеты и просто работали на заводе. И братва, которая просто оказалась в нужное время в нужном месте. Все эти люди — продукт ушедшей эпохи, кому сейчас уже нет места в этой жизни.
Съёмки фильма проходили в «колоритном» микрорайоне — бывшем рабочем посёлке крекинг-завода, у ДК «Нефтяник».
Антон Морван
Источник:
Журнал «Общественное мнение»